РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО

Поиск по сайту
Всероссийская конференция «Технологии развития личности в условиях современной медиасреды»

Всероссийская конференция «Технологии развития личности в условиях современной медиасреды»

20.12.2016

3 декабря 2016 года на кафедре психологической антропологии Института детства МПГУ состоялась Всероссийская конференция  «Технологии развития личности в условиях  современной медиасреды», приуроченная к 60-летию доцента кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой  – основному организатору конференции. Конференция проходила ка одной из событий секции «Психология развития личности» Московского регионального отделения РПО.

Событие было насыщенным и интересным, так как собравшиеся из разных городов друзья, коллеги, ученики делились своим научно-практическим опытом в интерактивных докладах, в мастер-классах, в коротких выступлениях  и  в таких креативных форматах как авторская фотовыставка или сюжетно-деятельностная игра, специально подготовленная членами команды герменевтического клуба как подарок для своего руководителя.

В соответствии с программой, открыл  конференцию заведующий кафедрой психологической антропологии   А.С. Обухов,  в своем выступлении охарактеризовавший основные вехи научного пути юбиляра  и  особо отметивший вклад Н.Б.Ковалевой в дело просвещения и воспитания молодежи.  В докладе известного ученого доктора психологических наук, академика РАЕН, профессора НИУ ВШЭ и госслужбы при Президенте РФ И.Н.Семенова  были раскрыты основные положения теории рефлексивной психологии творчества, в создании которой наряду с  В.К.Зарецким, А.Б. Холмогоровой и другими исследователями  принимала участие и Н.Б. Сазонтьева (Ковалева). А также убедительно представлены возможности данного подхода в решении проблемы развитии творческой личности как человеческого капитала.

Наиболее актуальной проблемой для многих докладчиков  в контексте воспитания «жизнестойкости» (профессор кафедры психологической антропологии А.Н.Фоминова), «творческой интуиции» (доктор наук, профессор И.В.Лопаткова), «исследовательской инициативы» (профессор А.С.Обухов)  оказалась проблема поиска технологий развития личности учащихся и, прежде всего, мировоззрения, идеалов, гражданской позиции.  Каждый из докладчиков при этом намечал пути решения поставленных проблем. Так, А.С. Обухов продемонстрировал огромный потенциал международного сотрудничества в этой сфере на примере работы международной исследовательской школы.  В докладах Н.Б.Ковалевой и представителей ведущих вузов и молодежных организаций г. Иркутска были многопланово раскрыты возможности рефлексивно-позиционного подхода и производных от него технологий в решении поставленных проблем. О.В. Михеева проиллюстрировала  на ярких примерах воспитательные возможности сюжетно-деятельностной игры (Ковалева Н.Б., 2010),  успешно использующейся в течение нескольких лет как основа программы духовного развития детей и молодежи в православно ориентированном лагере г.  Иркутска. Важным результатом работы лагеря является вовлечение ребят в творчество и раскрытие их личностного потенциала, в чем участники конференции могли убедиться, посмотрев ролик, созданный детьми после смены.  Протоиерей Е.А.Прохоров поделился опытом работы с Евангельскими текстами на основе технологий медиагерменевтики,  особое внимание, обратив на тексты Иоана Златоуста – великого учителя православной мысли. Сложности такой работы были наглядно проиллюстрированы в образной схеме ситуации неготовности людей к восприятию духовных текстов.  А.А. Казанская в кратком выступлении определила основные направления применения данных технологий в практике работы со студентами ИГТУ.

В завершение пленарного заседания  заслуженный деятель  науки РФ, почетный член РАО,  почетный профессор МПГУ Д.Б. Богоявленская, знающая юбиляра еще по работе в секции «Творчества» общества психологов СССР,  поддержала центральную идею,  представленную в разработках рефлексивно-позиционного подхода о роли образного мышления в развитии идентичности, поделившись удивительным эпизодом из своего отрочества.

Дебаты и выступления продолжились и во время короткого перерыва, сопровождавшегося чаепитием и в секционных выступлениях и мастер-классах.  Живой  отклик нашли выступления О.Ф. Ежовой о формировании  музыкальной вокально-слуховой координации на материале фольклора как важного фактора личностного развития; Н.М. Волоховой, представившей яркую по форме и содержании газету «Независимость личности»; и комментарии к авторской фотовыставку магистранта кафедры по программе «Визуальная антропология» А.Д. Тихонова. Высокий  интерес вызвали также мастер-классы педагогов Л.С. Беляковой и Ж.В.Красавиной  членов Ассоциации ООДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования», работающей на основе рефлексивно-позиционной образовательной модели Н.Б. Ковалевой. Участники обогатили творческое поле конференции небольшими эссе на тему « Какое сегодня небо». Полезными и увлекательными оказался    мастер-класс И.В. Жилавской , заведующей кафедры Юнеско, наглядно продемонстрировавшей основные принципы медиаобразования и риски отсутствия культуры восприятии медиатекстов, и последовавший за ним мастер-класс О.Я. Гавриловой по экспресс технологиям исследовательской деятельности.

С большим энтузиазмом включились участники конференции в заключительную ее часть:   в сюжетно-деятельностную игру, подготовленную учениками юбиляра – членами команды герменевтического клуба МПГУ и магистрантами кафедры Кириллом Березой, Светланой Данильчевой, Федором и Светланой Ковалевыми, Любовью Новожиловой, Анастасией Дьяконовой  и Леонидом Катречко. В качестве материала для проблематизации были выбраны фрагменты из известного фильма Марка Захарова по одноименному произведению Евгения Шварца «Убить дракона» (СССР, 1988). После жаркой дискуссии под управлением ведущих, в качестве центрального вопроса  был осмыслен вопрос «Что есть дракон нашего времени и как с ним можно совладать». На выходе тремя фокус-группами были показаны  сценки, в которых дракон – ассоциировался с потерей лица, позиции, идентичности и побеждался внимательным отношением к слову, энергией смысла, творческим содружеством, общностью.   Творческие этюды и их обсуждение вызвали воодушевление среди участников и создали праздничное настроение у всех присутствовавших.

Автор: Секция Психологии развития личности

Тема: Секция РПО: Психология развития личности; Всероссийская конференция

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

День психлога Международное сотрудничество Съезды РПО