РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО

Поиск по сайту
II Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: теория и практика – туда и обратно»

II Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: теория и практика – туда и обратно»

15.10.2016

10-11 октября 2016 в рамках мероприятий к 120-летию со дня рождения Льва Семеновича Выготского в МПГУ прошла II Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: теория и практика – туда и обратно». Организаторы конференции – кафедра психологической антропологии Института детства МПГУ при участии Московского психологического общества (региональное отделение Российского психологического общества), Федерации психологов образования России, Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь». Конференция была посвящена 100-летию со дня рождения Людмилы Алексеевны Матеровой (Обуховой).

Открыл конференцию ректор МПГУ, академик РАН и РАО Алексей Львович Семенов, который отметил особую значимость психологической антропологии в развитии педагогического образования, что демонстрирует опыт преобразования подготовки педагога, который в нашем университете стал выстраиваться в русле возрастной антропологии.

Директор Института детства МПГУ Татьяна Александровна Соловьева в приветственном слове отметила значимость построения практики работы с детьми с особыми образовательными потребностями на тех основания психологической антропологии, которые были заложены именно в нашем университете Л.С. Выготским, научная школа которого в этой сфере продолжает свое развитие в нашем университете.

В начале конференции был показан фильм «Погружение – 2016», в котором были представлены итоги месяца «Погружения в новую педагогику», который третий год в сентябре реализуется в Институте детства МПГУ. Содержание этой особой образовательной программы сфокусировано вокруг человека – проблемы развития, сознания и самосознания, чувств и переживаний, себя и Другого, действия и взаимодействия.

В конференции приняли участие студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели Института детства, Института истории и политики, Института иностранных языков, географического факультета МПГУ, а также преподаватели из Великобритании, студенты и преподаватели из различных вузов Москвы, Саратова и других городов России.

В первой части конференции «Психологическая антропология и антропопрактика: практическая теория и осмысленная практика» с развернутыми докладами выступили к.психол.н., профессор, заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ Алексей Сергеевич Обухов «От педологии к психологической антропологии: развитие идей психологической теории Л.С. Выготского на новом этапе становления педагогической практики»; почетный профессор МПГУ, профессор теологии Университета Оксфорда, философ, режиссер, художник-график, художник-мультипликатор (Великобритания) Тимоти Эрик Уилсон «Педагогика – искусство взаимодействия по-человечески»; почетный академик РАО, д.психол.н., профессор, председатель Московского психологического общества, профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Диана Борисовна Богоявленская «Понимание творчества как центральная проблема психологической антропологии»; д.психол.н., профессор, в.н.с. лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики Департамента психологии Факультета социальных наук НИУ Высшая школа экономики, профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Александр Николаевич Поддьяков «Создание деструктивных, конструктивных и диагностирующих трудностей себе и другим как область исследования».

Вторая часть конференции «Антропопрактика в образовании на основе психологической антропологии» объединила доклады д.п.н., профессора, заведующей кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ Татьяны Михайловны Ковалевой «Тьюторство как антропопрактика»; к.психол.н., доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Анны Михайловны Федосеевой  «Организация рефлексии студентов педагогического образования как условие развития умения учить и учиться»; к.психол.н., доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, руководителя Ассоциации творческих психологов и педагогов «Мастерская педагогического сценирования» Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» Натальи Борисовны Ковалевой «Рефлексивно-творческие формы развития личностной позиционности учащихся»; д.х.н., профессора, зав. кафедрой биологии СУНЦ «Школа А.Н. Колмогорова» МГУ им. М.В. Ломоносова Марины Глебовны Сергеевой «Обсуждение со старшеклассниками системы разделения труда в современной промышленной революции как средство формирования ими жизненной траектории».

Третья часть конференции «Человек в контексте культуры и между культурами» была открыта докладом к.психол.н., преподавателя Университета Линкольн (Великобритания) Валерии Владимировны Кэрролл «Коммуникация через культуру: методологические принципы в области научных исследований по проблемам мигрантам (дети и молодежь)». В этой части также были обсуждены доклады в области социальной антропологии: аспиранта Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ Елены Константиновны Малой «Город как Другой:  одушевление города в современной городской мифологии (психоаналитический аспект)» и д.филол.н., зав. отделом фольклора Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, профессора кафедры психологической антропологии Институт детства МПГУ Владимира Леонидовича Кляуса «”Китайские русские” как социокультурная идентичность». Данный раздел конференции был завершен просмотром и обсуждением антропологического фильма «Наследие», снятого в рамках исследовательской экспедиции кафедры психологической антропологии МПГУ и лицея №1553 имени В.И. Вернадского в село Ошевенск Каргопольского района Архангельской области (авторы  Арсения Филатова, Алексей Обухов).

Четвертая часть конференции «В поисках человеческого в человеке» объединила доклады магистранта МГППУ Дениса Дмитриевича Борисова «Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики»; к.психол.н., доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Светланы Валентиновны Мурафы и к.п.н., доцента кафедры педагогики Института «Высшая школа образования и когнитивных наук» МПГУ Натальи Николаевны Барковой «Вспоминания детский сад (по материалам эссе студентов 2 курса геофака)»; к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Натальи Михайловны Комаровой «Познавательные стратегии дошкольников в ситуации поиска неизвестного».

Завершили конференцию параллели действий и взаимодействий – серия мастер-классов.

Два мастер-класса прошли в рамках общей темы «Пространство игры как пространство жизни»: мастер-класс  «Антропология традиционной детской игры» (ведущая Анна Борисовна Теплова, к.п.н., с.н.с. Института изучения детства, семьи и воспитания РАО) и мастер-класс «Детская игра в теории и в практике ДОО» (ведущая Екатерина Вячеславовна Трифонова, к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ). В этих мастер-класса участники смогли и поиграть и разобраться в глубинах и тонкостях игровой культуры, психологических и социокультурных потенциалах игры для развития человеческого в человеке.

Еще два мастер-класса прошли в рамках темы «Пространство действия и взаимодействия»: мастер-класс «Сценические практики в педагогическом образовании» (ведущие Антонина Евгеньевна Ростовская, руководитель лаборатории сценических практик кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ; преподаватели лаборатории сценических практик кафедры психологической антропологии – к.филол.н. Ксения Александровна Федосова, Людмила Лосева, Михаил Веселинов, Игорь Калиновский) – в мастер-классе были представлены избранные постановочные работы студентов, созданные в рамках курса «Сценические практики» студентами 2 и 3 курсов факультета начального образования Института детства МПГУ; мастер-класс «Медиагерменевтика как понимание культуры и ресурс развития» (ведущие Наталья Борисовна Ковалева, к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ; Анастасия Игоревна Дьяконова, Светлана Вячеславовна Данильчева, Светлана Васильевна Ковалева, Леонид Сергеевич Катреченко – магистранты кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ) – участники смогли разобраться в сложных феноменах современного понимания и самосознания   и в игровой форме освоить некоторые принципы творческого решения волнующих проблем, а в качестве материала были заданы мощные культурны образцы, будоражащие воображение и в то же время  моделирующие ситуации вызова.

Материалы конференции этого года будут опубликованы в журнале «Проблемы современного образования» №5 и 6 за 2016 год. На конференции студентами отделения аудиовизуальных технологий Колледжа предпринимательства №11 велась видеозапись докладом и мастер-классов, в рамках договора о сотрудничестве МПГУ и колледжа. Видеозаписи основных событий конференции будут в скором времени представлены на видеоблоге МПГУ.

Конференция этого года продолжила тему конференции 2015 года, на которой ключевым сюжетом была тема «История и современность». Следующая конференция запланирована на 9-10 октября 2017 года и ее лейтмотивом станет «Развитие и саморазвитие».

Автор: Секция Психологии развития личности

Тема: Секция РПО: Психология развития личности; Международные конференции

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

День психлога Международное сотрудничество Съезды РПО