РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО

Поиск по сайту
Реализация продолжения проекта «Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы»

Реализация продолжения проекта «Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы»

23.01.2020

Реализация продолжения проекта «Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы (с использованием технологии виртуальной реальности и аппаратных программных комплексов)» в 2018-2019 гг.
(№15-18-00109, при поддержке Российского научного фонда)

Руководитель проекта – доктор психологических наук, профессор Ю.П. Зинченко.

Членами секции завершена реализация проекта, направленного на развитие системной модели этнокультурной идентичности. Особое внимание в ходе продолжения проекта было уделено исследованию формирования и развития этнокультурной идентичности у российских детей, подростков и молодежи, начиная от дошкольного возраста (3-6 лет) и заканчивая периодом ранней взрослости (18-26 лет). С опорой на междисциплинарный подход к исследованию системы этнокультурной идентичности и межэтнических установок был разработан комплекс разнообразных методов, в том числе с использованием новых технологий и методических приемов, опирающийся на возрастную периодизацию с позиций культурно-исторического подхода, и одновременно учитывающий специфику психического и личностного развития в цифровом российском обществе.

В 2018-2019 гг. по проекту были выполнены следующие работы и достигнуты следующие результаты.

С позиций культурно-исторического подхода проведен критический анализ существующих теорий в области изучения этнокультурной идентичности в детском и подростковом возрасте и выполнен обзор результатов исследований последних лет, который выявил:

  • острую необходимость развития и создания качественных методов исследований в дополнение к широко используемым на протяжении последних десятилетий опросным методам;
  • необходимость изучения социальной ситуации развития ребенка с учетом влияния на развитие этнокультурной идентичности со стороны участников образовательного и воспитательного процесса.
  • необходимость изучения влияния на идентичность в целом и на этнокультурную идентичность цифрового общества, без чего невозможно понимание особенностей психического и личностного развития подрастающего поколения;
  • необходимость сопоставления результатов, полученных посредством широкого спектра методов исследования, в том числе, использующих новые технологии, позволяющие получать дополнительные результаты и мотивирующие детей и молодежь на участие в исследованиях.

Междисциплинарный теоретический анализ исследований «цифровой идентичности» позволил выявить и обобщить их основные темы и направления:

  • соотношение онлайн и офлайн идентичности, сходство и различия Я-реального, Я-виртуального и Я-идеального;
  • позитивные аспекты предоставляемой социальными сетями возможности конструирования идентичности в детском и подростковом возрасте;
  • негативное влияние онлайн идентичности на формирование личности в детском и подростковом возрасте;
  • представленность различных аспектов или «режимов идентичности» в социальных сетях и возможности для их изучения.

Разработанные методы исследования формирования и развития этнокультурной идентичности современных детей, подростков и молодежи прошли успешную апробацию в 2018 году, доработаны с учетом анализа полученных результатов и использованы для проведения дальнейших исследований на этапе 2019 года.

Разработана и апробирована оригинальная методика «Визуально-семантический дифференциал ЭКИ», предназначенная для исследования развития и содержания этнокультурной идентичности в детском возрасте. В исследовании приняли участие 65 детей в возрасте от 3 до 13 лет в контексте целостной методической программы, предусматривающей изучение взаимосвязи этнокультурной идентичности и психологического благополучия ребенка. Результаты позволили выявить особенности развития этнокультурной идентичности и межгрупповых установок в различные периоды детского развития. Было показано, что сензитивным периодом для формирования позитивной этнокультурной идентичности и позитивных межгрупповых установок является дошкольный и младший школьный возраст, когда внешняя непохожесть другого еще не является основанием формирования негативной установки, как это происходит позже, в подростковом возрасте.

На основе разработанной ранее Комплексной методики изучения этнокультурной идентичности было проведено исследование, в котором приняли участие 517 подростков в возрасте от 15 до 18 лет (M = 16,46; SD = 1,07) из 9 субъектов РФ (6 федеральных округов). Проанализирована взаимосвязь этнокультурной идентичности с такими переменными как принадлежность к определенным социальным группам, этнолингвистические характеристики, различные аспекты субъективного благополучия, интенсивность использования интернета и социальных сетей и особенности поведения онлайн. Показана зависимость этнокультурной идентичности и психологического благополучия подростков от особенностей пользовательского поведения в интернете и социальных сетях.

Сравнительный анализ самокатегоризации российских подростков из различных субъектов федерации выявил, что этнокультурная идентичность значимо менее важна в системе общей идентичности по сравнению с другими видами идентичности (общечеловеческая, индивидуальные характеристики и др.). В то же время, самокатегоризация российских подростков и иерархия категорий идентичности в общей системе идентичности определяется не только общероссийским контекстом, но и спецификой социокультурного контекста, характерного для конкретного субъекта РФ.

Проведено исследование возможностей дата-майнинга и применения анализа социальных сетей к изучению этнокультурной идентичности российских подростков. На первом этапе (в 2018 г.) изучалась самопрезентация подростков в социальной сети ВКонтакте на индивидуальном уровне, тогда как на втором этапе (в 2019) была предпринята попытка ее изучения на макроуровне Посредством создания кода на языке R (R 3.6.1 + R Studio 1.2.1335) был выполнен анализ связей 47 сообществ социальной сети «ВКонтакте», контент которых имеет отношение к различным аспектам этнокультурной идентичности. Из данных сообществ были отобраны пользователи в возрасте от 14 до 18 лет из тех же девяти субъектов РФ, в которых проводилось социально-психологическое исследование ЭКИ. Применение дата-майнинга позволило охватить более 1 млн 300 тыс. пользователей интересующего нас возраста. Результаты продемонстрировали имеющиеся перспективы анализа социальных сетей, позволяющего охватить широкие слои пользователей интернет-сообществ, для изучения этнокультурной идентичности российской молодежи в цифровой среде.

Разработана интегральная процедура изучения психофизиологических механизмов региональной идентичности, включающая в себя одновременно регистрацию движений глаз и регистрацию биоэлектрической активности головного мозга при предъявлении стимульного материала. В результате исследования удалось показать различия в направлении фокуса внимания на поведенческом и нейрофизиологическом уровнях в зависимости от региональных особенностей (жителей западных и восточных регионов РФ), что свидетельствует о необходимости учитывать неосознаваемые механизмы в процессе изучения, формирования и развития этнокультурной идентичности.

Проведен анализ возможностей применения систем виртуальной реальности для изучения этнокультурных процессов и возможностей формирования позитивных установок с применением виртуальных сред. Разработано несколько оригинальных сценариев взаимодействия с аватарами, репрезентирующими различные антропологические типы. Выявлены различия в поведенческих реакциях (устанавливаемая дистанция) и психофизиологических показателях (кожно-гальваническая реакция) при взаимодействии участника исследования с аватарами своей и другой этнических групп. Эксперименты, в которых в качестве участников выступили представители российской молодежи в возрасте 17-26 лет, показали, что на декларируемом уровне россияне в период ранней взрослости в целом демонстрируют отсутствие негативных межэтнических и межрасовых установок по отношению к представителям разных рас и этнических групп, тогда как применение методов объективной регистрации данных в специально организованных условиях свидетельствует о наличии реакции на внешние различия виртуальных партнеров (аватаров). Полученные результаты свидетельствуют о правомерности использования аватаров и виртуальных сред для изучения этнокультурной идентичности и межгрупповых установок.

Разработанные методики и виртуальные среды могут стать основой не только для проведения исследований, но и для организации формирующих экспериментов для различных возрастов и категорий, в том числе, и при проведении дискуссий и обсуждения результатов с их участниками в групповом формате, где в психологически безопасных контролируемых условиях могут быть проработаны неосознаваемые установки и заложены основы для формирования и развития позитивной этнокультурной идентичности, начиная от дошкольного возраста и заканчивая ранней взрослостью.

Анализ и сопоставление результатов, полученных на основе всех применяемых методов, позволил уточнять, дополнить и развить разрабатываемую постнеклассическую системную модель этнокультурной идентичности.

Результаты проекта представлены в многочисленных докладах на российских и международных научных конференциях, в 18 публикациях, из них 8 в индексируемых в базах данных WoS и Scopus изданиях, в том числе, во входящих в первый квартиль, а также включены в целый ряд программ учебных курсов лекций и в практические занятия для студентов.

Результаты работы членов секции по проекту в 2018-2019 гг. представлены в следующих публикациях:

  1. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р. С., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. (2018). Исследование идентичности подростков, воспитывающихся в современной российской семье: возможности глубинного анализа данных (data-mining) // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (Москва, 3-6 октября 2018 г.). Под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. Екатеринбург. С.14-25 (РИНЦ)
  2. Kovalev A., Gasimov A. (2018). The cultural differences in eye movements during scene perception. International Journal of Psychophysiology V. 131. P. 129-130 (WOS, SCOPUS, РИНЦ)
  3. Ковалев А.И., Ласьков Г.Д. (2018). Взаимосвязь параметров движений глаз и эстетических предпочтений // Психологические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», Выпуск 9, С. 57-66 (РИНЦ)
  4. Menshikova G., Krasilschikova N., Isaychev S. (2018). The study of ethnic attitudes using psychophysiological reactions. International Journal of Psychophysiology V.131, P. 158-159 (WOS, SCOPUS, РИНЦ)
  5. Menshikova G., Tikhomandritskaya O. (2018). Gender bias when interacting with avatars. International Journal of Psychophysiology V.131, P. 116-117 (WOS, SCOPUS, РИНЦ)
  6. Menshikova, G. Y., Tikhomandritskaya, O. A., Saveleva, O. A., and Popova, T. V. (2018). Gender differences during interactions with avatars of different ethnic appearances.  Psychology in Russia: State of the Art, 11(4):187–198 (WOS, SCOPUS, РИНЦ)
  7. Popova T.V., Saveleva O.A., Menshikova G.Ya., Tikhomandritskaya O.A. (2018). Gender differences in interpersonal distances during interactions with avatars. European Conference on Visual Perception. Abstract Book, P. 50-51 
  8. Зинченко Ю.П. (2018). Этнокультурная идентичность и психологическое благополучие: методологические аспекты // Субъективное благополучие и эмоциональная безопасность личности: Материалы IX Международного симпозиума (12-13 июля 2018 г.) / под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. Е.Б. Перелыгиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет. С. 25-30
  9. Шайгерова Л.А., Ваханцева О.В. (2019). Самокатегоризация российских подростков из различных субъектов федерации в современных социокультурных условиях: общее и особенное // Материалы I Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Л.А.Цветковой, Е.Н.Волковой, А.В.Микляевой. В 2-х частях. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2018. - 354 с. Часть 1., Т. 1, С. 133–143 (РИНЦ)
  10. Shilko R., Shaigerova L., Zinchenko Yu., Dolgikh A., Vakhantseva O. (2019). The Impact of Region on the Perception of Psychological Well-being: Comparative Study in Russian Federation. The 10th International Multi-Conference on Complexity, Informatics and Cybernetics (IMCIC 2019) (WOS, SCOPUS)
  11. Zinchenko, Y., Shaigerova, L., Dolgikh, A., Almazova, O., Shilko, R., Vakhantseva, O. (2019). Connection between the amount of time spent by Russian teenagers on the Internet and their psychological well-being. European Psychiatry 56S, S208 (WOS, SCOPUS, РИНЦ, Q1)
  12. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. (2019). Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Выпуск 2, С. 875-884 (РИНЦ)
  13. Ковалёв А.И., Гасимов А.Ф., Климова О.А. (2019). Этнокультурные различия жителей Российской Федерации в процессах восприятия: региональный аспект // Человек и природа. Материалы XXIX Международной междисциплинарной конференции «Проблемы социоестественной истории» / под ред. Ковалевой Н.О. – М.: МАКС Пресс. С. 79-89 (РИНЦ)
  14. Shaigerova L., Vakhantseva O., Shilko R., Dolgikh A., Almazova O. (2019). Data-mining as a Technique of Studying the Virtual Self in the Social Network "VKontakte". Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). P. 1844. (РИНЦ)
  15. Shaigerova L., Dolgikh A., Zinchenko Y., Shilko R., Vakhantseva O. Developing and testing methods of studying the formation of ethnocultural identity in ontogeny. Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow) (РИНЦ)
  16. Shaigerova, L., Ushkov, F., Zinchenko, Y., Almazova, O., Dolgikh, A., Shilko, R., Vakhantseva, O. (2019). Perception of social issues by the prisoners of the penitentiary system of Russia in comparison with a control sample. European Psychiatry 56S, S583. (WOS, SCOPUS, РИНЦ, Q1)
  17. Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Ваханцева О.В., Зинченко Ю.П. (2019). Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах // Национальный психологический журнал, №3, С. 4-17 (РИНЦ)

По результатам проекта подготовлена научная монография Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Алмазова О.В., Ваханцева О.В., Долгих А.Г., Кисельников А.А., Шилко Р.С. Этнокультурная идентичность цифрового поколения россиян.

Результаты работы научного коллектива по проекту в 2018-2019 гг. были представлены на международных конференциях и симпозиумах:

Международный конгресс по психофизиологии, г. Лукка, Италия, 4-8 сентября 2018 г.;

Европейская конференция по зрительному восприятию, г. Триест, Италия, 26-30 августа 2018 г.;

IX Международный симпозиум «Субъективное благополучие и эмоциональная безопасность личности», г. Екатеринбург, 12-13 июля 2018 г.;

Международная научно-практическая конференция «Психологические проблемы современной семьи», Москва, 3-6 октября 2018 г.;

I Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», г. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 г.;

The 10th International Multi-Conference on Complexity, Informatics and Cybernetics - IMCIC 2019), (г. Орландо, Флорида, США), 12-15 марта 2019 г.;

27th European Congress of Psychiatry, Варшава, Польша, 6-9 апреля 2019 г.;

XVI European Congress of Psychology, г. Москва, Россия, 2-5 июля 2019 г.;

II Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», г. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2019 г.;

XXIX Международная междисциплинарная конференция «Проблемы социоестественной истории», Россия 22-27 сентября 2019 г.

Автор: Секция РПО: Этнокультурные исследования

Тема: Секция РПО: Этнокультурные исследования

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

День психлога Международное сотрудничество Съезды РПО