RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО
и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Проект закона
о психологической помощи. Вопросы и ответы
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО Европейский психологический конгресс в 2019 году пройдет в Москве!

Карпов Анатолий Викторович

Карпов Анатолий Викторович

Актуальное членство в РПО:  полноправный член РПО

Отделение РПО:  Ярославское отделение РПО

Субъект РФ:  Ярославская область

Город:  Ярославль

Дата рождения:  02.05.1956

Учебное заведение: 

Факультета психологии Ярославского Государственного Университета имени П.Г. Демидова.

Ученое звание:  профессор

Ученая степень:  доктор психологических наук

Статус в РПО:  член Президиума РПО, руководитель Ярославского регионального отделения РПО

Зона ответственности в РПО:  прикладная психология

Должность:  декан факультета психологии, заведующий Кафедрой психологии труда и организационной психологии

Место работы:  Ярославский Государственный Университет им. П.Г. Демидова (ЯрГУ)

Членство в государственных академиях наук РФ:  член-корреспондент РАО

RuPsyID:  2011-a-0013

Один из крупных психологов страны, широко известный в кругах научной общественности своими трудами в таких приоритетных областях психологии как психологическая теория деятельности, когнитивная психология, психологическая теория принятия решений, а также исследованиями рефлексивных механизмов регуляции профессиональной деятельности.

Анатолий Викторович Карпов - педагог высшей квалификации, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник Высшей школы, академик Российской академии Гуманитарных наук, академик Международной академии наук высшей школы.

Анатолий Викторович Карпов многократно побеждал в конкурсе «Лучший ученый ЯрГУ», а также в конкурсе «Лучший методист ЯрГУ».

Им развита обобщающая психологическая теория принятия решения в профессиональной и учебной деятельности, являющаяся наиболее полной из существующих в настоящее время. В ней впервые реализован синтез представлений об основных классах процессов принятия решения – индивидуальных, групповых, управленческих и др., что позволило получить ряд фундаментальных результатов в данной области знания: доказан структурно-уровневый принцип организации процессов принятия решения в деятельности и выявлена иерархия этих процессов в ней; обнаружен и проинтерпретирован принципиально новый тип закономерностей организации этих процессов – интегративный; выявлены базовые характеристики генезиса принятия решения в ходе профессиогенеза. В рамках данной обобщающей теории развит ряд более частных психологических концепций, раскрывающих систему психологических закономерностей основных классов процессов решений – индивидуальных, групповых и управленческих.

Предложена, всесторонне эмпирически и экспериментально обоснована новая психологическая концепция деятельности, базирующаяся на синтезе традиционной – структурно-морфологической и неклассической – функционально-динамической парадигм. Ее важнейшим положением является доказательство существования не трех (как это считалось до настоящего времени), а пяти основных уровней организации деятельности. Данная концепция является более общей, нежели разработанные до сих пор концепции в данной области, то есть является общей психологической теорией деятельности и включает их в себя в качеств специальных, частных концепций. С ее позиций, например, оказывается возможным включить в концептуальный аппарат и в состав теории деятельности представления о “субъект-субъектных” видах и типах деятельности, что не удавалось сделать в рамках традиционных представлений. В данной концепции обосновано положение о существовании в структуре деятельности неизвестных до настоящего времени уровней ее организации.

Развиты принципиально новые представления об общей организации системы психических процессов, на основе которых предложена синтетическая концепция их структурно-уровневой организации. В ней впервые дано комплексное методологическое и строгое экспериментальное доказательство структурированности всей системы психических процессов в пять базовых уровней; раскрыто содержание каждого из уровней, а также дана характеристика межуровневых взаимодействий в общей иерархии психических процессов. В рамках предложенной обобщающей концепции структурно-уровневой организации психических процессов разработан ряд оригинальных концепций, раскрывающих основные уровни этой организации. Так, предложена концепция интегральных процессов психической регуляции деятельности и поведения, в которой доказано существование особого, качественно специфического класса психических процессов – интегральных, “вторичных”, выступающих продуктами синтеза системы традиционно выделяемых – “первичных” процессов. Данная концепция впервые позволяет реализовать содержательный синтез представлений о двух основных подсистемах психики – когнитивной и регулятивной, а также содержит решения ряда важных вопросов, сформулированных в одном из новейших, приоритетных направлений современной психологии – метакогнитивизме.

Предложена и развита принципиально новая концепция в области психологии управления – трансформационная концепция менеджмента. В ней впервые выявлены и проинтерпретированы базовые типы трансформаций основных – эталонных, “нормативных” психологических и организационных закономерностей, установленных в зарубежной теории менеджмента и психологии управления, в отечественных условиях, а также решены проблемы кросскультурного переноса этих закономерностей и их экологической валидности. На основе данной концепции осуществлен большой цикл прикладных исследований и разработок, позволивший дать значительный экономический и социальный эффект.