РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Поиск по сайту

Гальперин Петр Яковлевич (1902 - 1988)

Гальперин Петр Яковлевич (1902 - 1988)

Дата рождения: 02.10.1902

Образование: Специальность

Учебное заведение:

1926 — Харьковский медицинский институт

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор педагогических наук по психологии

RuPsyID: 2012-a-0097

Субъект РФ: город Москва

Город: Москва

Выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980).

Трудовая деятельность

В 1926-1941 гг. работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Л.И. Божович и др.). В 1941-1943 гг. — в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).

Области научных исследований

  • Общая психология.
  • Возрастная психология.
  • Педагогическая психология.

Гальпериным П.Я. выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования, специфики психического развития человека. Гальперин П.Я.  аргументировано выдвинул и развил положение о преимущественности целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным П.Я. теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории Гальпериным П.Я.  были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Гальперин П.Я.  выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки.

Отдавая должное конкретному вкладу Гальперина П.Я.  в общую, генетическую, педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической концепции Гальперина П.Я.. Стремление решать принципиальные вопросы нашей науки не редукционистскими, а собственно психологическими методами, исследовать психическую деятельность и ее развитие объективно — характерно для всего научного творчества Гальперина П.Я.

Гальперин П.Я.  создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях.

Педагогическая деятельность

Курсы и лекций, которые читал Гальперин П.Я.  в МГУ и других вузах

  • Физиология высшей нервной деятельности.
  • Физиология сенсорных систем.
  • Психофизиология.

Спецкурсы.

  • Когнитивная психофизиология,
  • психофизиология функциональных состояний,
  • мозговые механизмы эмоций, эргономическая психофизиология,
  • ритмическая активность мозга: функции и механизмы, психофизиология внимания.

Подготовил 7 кандидатов наук.

Основные публикации

  • Гальперин П.Я.  Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. — М., 1959;
  • Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. — М., 1965;
  • Гальперин П.Я. Экспериментальное исследование внимания. — М., 1974 (в соавт.);
  • Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976;
  • Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978;
  • Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985;
  • Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. — М., 1998.

Награды и звания

  • «Заслуженный профессор Московского университета» (2001).
  • «Почетный работник высшего профессионального образования (2001).
  • «Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации» (2002).
  • Лауреат конкурса «Новые книги по социальным и гуманитарным наукам для высшей школы», проводимого Институтом «Открытое общество» в рамках программы «Высшее образование» (1996).
  • Лауреат Ломоносовской премии (2004).

Скончался 25 марта 1988 г. в Москве.

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО

Международный психологический форум
«Ребенок в цифровом мире»
1-2 июня, 2022