32-ой Междунароный конгресс по психологии, 19-24 июля 2020 г., Прага
Цель создания секции – объединение всех, кто заинтересован в исследовании психологии диалектического мышления, развивающего образования и психологии творчества.
Задачи секции – организация площадки для обсуждения результатов теоретических и экспериментальных исследований в области диалектического мышления, развивающего образования и творчества; обсуждение текущих проектов и подготовка научных, методических, учебных материалов в указанных сферах.
Проблематика секции начала складываться в 1990-е годы. Основу направления составил структурно-диалектический метод, который позволил исследовать диалектическое мышление со структурных позиций.
Диалектическое мышление – ключевой компонент когнитивной структуры человека, характеризующий способность к анализу развивающихся процессов и преобразованию противоречивых ситуаций, построению динамических структур.
Несмотря на то, что исследования диалектического мышления за рубежом и в России разворачивались одновременно (70-80-е года XX века по настоящее время), они практически не пересекались друг с другом. Таким образом, в настоящий момент мы можем говорить о как минимум трех самостоятельных линиях исследований феномена - западной (США, Европа), азиатской (Китай, Индия) и российской (структурно-диалектический подход, разработанный Н.Е. Вераксой и учеными его школы), каждый из которых имеет свои существенные особенности.
Западная линия исследований представлена работами ученых американских и западно-европейских университетов. Среди ключевых авторов можно обозначить таких, как: К.Ф. Ригель, В.С. Хофман, М. Бессечс, П.К. Арлин, Р.Е. Нисбет, Э. Маршанд и др. В работах этих авторов категория «диалектическое мышление» возникает в связи с попыткой переосмыслить стадиальную логику анализа когнитивного развития человека, подробно разработанную в генетической теории Жана Пиаже и ввести понятие так называемой пост-формальной стадии когнитивного развития. В качестве ключевого психического процесса, отличающего стадию формальных операций от пост-формальной стадии, обсуждается диалектическое мышление. Оно рассматривается как наиболее зрелая форма, которая позволяет анализировать процессы изменения и развития; преодолевать напряжение, связанное с работой с противоречием по принципу тезис-антитезис-синтез; имеет метакогнитивный характер, то есть в каком-то смысле является «мышлением о мышлении».
Российская линия диалектического мышления представлена работами, выполненными в русле структурно-диалектического подхода, автором которого является Н.Е.Веракса. Основные положения отражены в работах: Л.Ф. Баяновой, А.К. Белолуцкой, А.Н. Вераксы, Е.Е. Крашенинникова, И.Б. Шияна, О.А. Шиян, Т.Е. Черноковой.
Помимо общефилософских оснований структурно-диалектический подход опирается на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, теорию деятельности и теорию развивающего обучения В.В. Давыдова, а также учитывает ключевые достижения отечественной школы психологии мышления конца XX века. Исследователи школы выделяют две относительно самостоятельные линии когнитивного развития – диалектическое мышление и формально-логическое мышление. Их развитие носит сложный взаимообусловленный характер.
В рамках структурно-диалектического подхода диалектическое мышление рассматривается как творческое, продуктивное. Создание нового содержания происходит путем преобразования противоречия, образующего структуру проблемной ситуации. Эвристический потенциал противоречия реализуется путем диалектических преобразований – диалектических мыслительных действий.
В российских исследованиях диалектическое мышление рассматривается как особая линия развития познавательной деятельности, которая впервые появляется в дошкольном возрасте и далее на каждом возрастном этапе имеет свою специфику.
Если Вы хотите присоединиться к секции «Диалектическая психология развития», напишите об этом на электронный адрес: anabel@eurekanet.ru
Ученое звание: Профессор
Ученая степень: Доктор психологических наук
Должность: Научный руководитель научного направления
Место работы: Институт изучения семьи, детства и воспитания РАО; Московский городской педагогический университет
Членство в научных обществах: EECERA , ESRAD , ISSBD
Белолуцкая Анастасия Кирилловна
Крашенинников Евгений Евгеньевич
Крашенинников- Хайт Евгений Евгеньевич