RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО
и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Проект закона
о психологической помощи. Вопросы и ответы
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО Европейский психологический конгресс в 2019 году пройдет в Москве!
Секция диалектической психологии развития

Секция диалектической психологии развития

Цель создания секции – объединение всех, кто заинтересован в исследовании психологии диалектического мышления, развивающего образования и психологии творчества. 

Задачи секции – организация площадки для обсуждения результатов теоретических и экспериментальных исследований в области диалектического мышления, развивающего образования и творчества; обсуждение текущих проектов и подготовка научных, методических, учебных материалов  в указанных сферах.

Проблематика секции начала складываться в 1990-е годы. Основу направления составил структурно-диалектический метод, который позволил исследовать диалектическое мышление со структурных позиций.

Диалектическое мышление – ключевой компонент когнитивной структуры человека, характеризующий способность к анализу развивающихся процессов и преобразованию противоречивых ситуаций, построению динамических структур.

Несмотря на то, что исследования диалектического мышления за рубежом и в России разворачивались одновременно (70-80-е года XX века по настоящее время), они практически не пересекались друг с другом. Таким образом, в настоящий момент мы можем говорить о как минимум трех самостоятельных линиях исследований феномена - западной (США, Европа), азиатской (Китай, Индия) и российской (структурно-диалектический подход, разработанный Н.Е. Вераксой и учеными его школы), каждый из которых имеет свои существенные особенности.

Западная линия исследований представлена работами ученых  американских и западно-европейских университетов. Среди ключевых авторов можно обозначить таких, как: К.Ф. Ригель, В.С. Хофман, М. Бессечс, П.К. Арлин, Р.Е. Нисбет, Э. Маршанд и др. В работах этих авторов категория «диалектическое мышление» возникает в связи с попыткой переосмыслить стадиальную логику анализа когнитивного развития человека, подробно разработанную в генетической теории Жана Пиаже и ввести понятие так называемой пост-формальной стадии когнитивного развития.  В качестве ключевого психического процесса, отличающего стадию формальных операций от пост-формальной стадии, обсуждается диалектическое мышление. Оно рассматривается как наиболее зрелая форма, которая позволяет анализировать процессы изменения и развития; преодолевать напряжение, связанное с работой с противоречием по принципу тезис-антитезис-синтез; имеет метакогнитивный характер, то есть в каком-то смысле является «мышлением о мышлении».

Российская линия диалектического мышления представлена работами, выполненными в русле  структурно-диалектического подхода, автором которого является Н.Е.Веракса. Основные положения отражены в работах: Л.Ф. Баяновой, А.К. Белолуцкой, А.Н. Вераксы, Е.Е. Крашенинникова, И.Б. Шияна, О.А. Шиян, Т.Е. Черноковой.

Помимо общефилософских оснований структурно-диалектический подход опирается на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, теорию деятельности и теорию развивающего обучения В.В. Давыдова, а также учитывает ключевые достижения отечественной школы психологии мышления конца XX века.     Исследователи школы выделяют две относительно самостоятельные линии когнитивного развития – диалектическое мышление и формально-логическое мышление. Их развитие носит сложный взаимообусловленный характер.

В рамках структурно-диалектического подхода диалектическое мышление рассматривается как творческое, продуктивное.  Создание нового содержания происходит путем преобразования противоречия, образующего структуру проблемной ситуации. Эвристический потенциал противоречия реализуется путем диалектических преобразований – диалектических мыслительных действий.

В российских исследованиях диалектическое мышление рассматривается как особая линия развития познавательной деятельности, которая впервые появляется в дошкольном возрасте и далее на каждом возрастном этапе имеет свою специфику.

Если Вы хотите присоединиться к секции «Диалектическая психология развития», напишите об этом на электронный адрес:  anabel@eurekanet.ru

Руководитель секции

Веракса Николай ЕвгеньевичВеракса Николай Евгеньевич

Ученое звание:  Профессор

Ученая степень:  Доктор психологических наук

Должность:  Научный руководитель научного направления

Место работы:  Институт изучения семьи, детства и воспитания РАО; Московский городской педагогический университет

Членство в научных обществах:  EECERA , ESRAD , ISSBD

Состав секции

Состав секции подробно

Дополнительные ресурсы

Публикации секции

  1. Veraksa N., Shiyan O., Shiyan I., Pramling M. (2016) Communication between teacher and child in early child education: Vygotskian theory and educational practice / La comunicación entre profesor y alumno en la educación infantil: la teoría vygotskiana y la práctica educative. Infancia y Prendizaje / Journal for the Study of Education and Development., 39 ( 2 ) s. 221-243
  2. Веракса Н.Е. Репрезентация объективных ситуаций детьми дошкольного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Т.11. №3. С.110–119
  3. Belolutskaya A. (2015) Multidimensionality of thinking in the context of creativity studies. Psychology in Russia: State of the Art,  8(1), 43-60.
  4. Veraksa N., Veraksa A. (2015) Project activity of preschool children// Psychology in Russia: State of the Art, 2015, 2

Все публикации секции подробно