РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО

Поиск по сайту
В Москве прошло пленарное заседание, посвященное влиянию цифровых технологий на современных школьников

В Москве прошло пленарное заседание, посвященное влиянию цифровых технологий на современных школьников

18.04.2019
В Москве прошло пленарное заседание, посвященное влиянию цифровых технологий на современных школьников

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

В пленарном заседании приняли участие руководители министерств, представители научного сообщества, учреждений образования и экспертного сообщества. В частности ключевыми участниками стали руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин, министр просвещения РФ Ольга Васильева, заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям» Любовь Духанина, председатель научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, академик РАО, руководитель секции Российского Психологического Общества «Психология семьи и детства», заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Артур Реан, руководитель фонда «талант и успех», сопредседатель центрально штаба ОНФ Елена Шмелева, а также уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович.

Открыл дискуссию научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин. Прежде всего он отметил, что статистика не дает четкого ответа на вопрос, являются ли цифровые технологии риском — или происходит культурный сдвиг, который исследователям пока не очень понятен? С одной стороны, подростки 14-17 лет проводят перед экранами в среднем по 5 часов в день и отправляют около 470 сообщений в неделю. С другой — 57% подростков заводят друзей онлайн, а доля подростков, употребляющих алкоголь, никотин и наркотики, снизилась с 2007 года на 50%. Скорее проблема может заключаться не в цифровых технологиях как таковых, а в компетентности тех, кто ими пользуется.

По мнению Исака Фрумина общество склонно преувеличивать риски. К примеру результаты исследования, которые были проведены Лабораторией профилактики асоциального поведения под руководством профессора, академика РАО Артура Реана, показывают, что около 30% детей сталкиваются с кибербуллингом. Но доля детей, которые страдают от хулиганов в реальной жизни — значительно больше. По словам Артура Реана прежде всего неблагополучие семьи – важнейший фактор неблагополучия ребенка в контексте проблем агрессии и буллинга. Также на российской выборке исследователи обнаружили, что вовлеченность в травлю в роли жертвы связана с социально-экономическими характеристиками семьи, то есть дети из более бедных семей, а также семей, где работает только мама или вообще никто из родителей не работает - подвергаются травле чаще.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева отметила, что министерство просвещения воспринимает цифровые технологии как инструмент, который позволит максимальному числу детей и подростков получить качественное образование. При этом «никто не собирается заменить школу онлайн-курсами, а учителей — роботами и планшетами», подчеркнула Васильева. Среди основных задач, решаемых министерством с помощью «цифры» — первая, перевод управления отраслью в режим принятия решений на основании больших данных. Будет сформирована общая база сведений о системе образования, ее параметрах, ресурсах и участниках процесса. Именно из нее, в один «клик», смогут извлекать информацию контрольно-надзорные органы — учителя будут освобождены от большого количества нынешней бумажно-отчетной работы. Вторая задача — создание личных кабинетов учеников и учителей.

Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева заметила, что необходимо не просто точечное использование отдельных технологий, а создание новой цифровой среды, в которую включены и дети, и взрослые. Она предполагает иной тип взаимоотношений. По мнению руководителя Фонда в условиях цифровой среды роль живого человека, учителя, только возрастает.

От преподавателя на уроке не готовы отказаться и сами школьники. Заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина привела данные опроса учеников: половина из них готовы активно использовать информационные технологии на уроках, но почти столько же хотят получать информацию от учителя.

Настоящая дискуссия в рамках пленарного заседания международной конференции создала задел для дальнейшего обсуждения и решения актуальных задач в сфере образования и цифровых технологий.

Автор: Психология семьи и детства — секция РПО

Тема: Психология семьи и детства — секция РПО

Фото

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

День психлога Международное сотрудничество Съезды РПО