РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Поиск по сайту
Секция диалектической психологии развития

Секция диалектической психологии развития

Веракса Николай Евгеньевич
Веракса Николай Евгеньевич

Руководитель

Ученое звание: Профессор

Ученая степень: Доктор психологических наук

Должность: главный научный сотрудинк

Место работы: ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет

Цель создания секции – объединение всех, кто заинтересован в исследовании психологии диалектического мышления, развивающего образования и психологии творчества. 

Задачи секции – организация площадки для обсуждения результатов теоретических и экспериментальных исследований в области диалектического мышления, развивающего образования и творчества; обсуждение текущих проектов и подготовка научных, методических, учебных материалов  в указанных сферах.

Проблематика секции начала складываться в 1990-е годы. Основу направления составил структурно-диалектический метод, который позволил исследовать диалектическое мышление со структурных позиций.

Диалектическое мышление – ключевой компонент когнитивной структуры человека, характеризующий способность к анализу развивающихся процессов и преобразованию противоречивых ситуаций, построению динамических структур.

Несмотря на то, что исследования диалектического мышления за рубежом и в России разворачивались одновременно (70-80-е года XX века по настоящее время), они практически не пересекались друг с другом. Таким образом, в настоящий момент мы можем говорить о как минимум трех самостоятельных линиях исследований феномена - западной (США, Европа), азиатской (Китай, Индия) и российской (структурно-диалектический подход, разработанный Н.Е. Вераксой и учеными его школы), каждый из которых имеет свои существенные особенности.

Западная линия исследований представлена работами ученых  американских и западно-европейских университетов. Среди ключевых авторов можно обозначить таких, как: К.Ф. Ригель, В.С. Хофман, М. Бессечс, П.К. Арлин, Р.Е. Нисбет, Э. Маршанд и др. В работах этих авторов категория «диалектическое мышление» возникает в связи с попыткой переосмыслить стадиальную логику анализа когнитивного развития человека, подробно разработанную в генетической теории Жана Пиаже и ввести понятие так называемой пост-формальной стадии когнитивного развития.  В качестве ключевого психического процесса, отличающего стадию формальных операций от пост-формальной стадии, обсуждается диалектическое мышление. Оно рассматривается как наиболее зрелая форма, которая позволяет анализировать процессы изменения и развития; преодолевать напряжение, связанное с работой с противоречием по принципу тезис-антитезис-синтез; имеет метакогнитивный характер, то есть в каком-то смысле является «мышлением о мышлении».

Российская линия диалектического мышления представлена работами, выполненными в русле  структурно-диалектического подхода, автором которого является Н.Е.Веракса. Основные положения отражены в работах: Л.Ф. Баяновой, А.К. Белолуцкой, А.Н. Вераксы, Е.Е. Крашенинникова, И.Б. Шияна, О.А. Шиян, Т.Е. Черноковой.

Помимо общефилософских оснований структурно-диалектический подход опирается на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, теорию деятельности и теорию развивающего обучения В.В. Давыдова, а также учитывает ключевые достижения отечественной школы психологии мышления конца XX века.     Исследователи школы выделяют две относительно самостоятельные линии когнитивного развития – диалектическое мышление и формально-логическое мышление. Их развитие носит сложный взаимообусловленный характер.

В рамках структурно-диалектического подхода диалектическое мышление рассматривается как творческое, продуктивное.  Создание нового содержания происходит путем преобразования противоречия, образующего структуру проблемной ситуации. Эвристический потенциал противоречия реализуется путем диалектических преобразований – диалектических мыслительных действий.

В российских исследованиях диалектическое мышление рассматривается как особая линия развития познавательной деятельности, которая впервые появляется в дошкольном возрасте и далее на каждом возрастном этапе имеет свою специфику.

В 2020 году состоялся семинар Института философии РАН «Междисциплинарные проблемы когнитивных наук» под руководством И.Ф.Михайлова, кандидата философских наук, старшего научного сотрудника сектора методологии междисциплинарных исследования человека Института философии РАН, посвященный теме «Взаимосвязь развития диалектического мышления и понимания эмоций. Образовательный контекст». На семинаре с основным докладом выступил Н.Е.Веракса, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, а также Л.Ф. Баянова, доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, И.Б. Шиян, кандидат психологических наук, заместитель директора Института системных проектов, заведующий лабораторией развития ребенка Московского городского педагогического университета, А.Н. Сиднева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Если Вы хотите присоединиться к секции «Диалектическая психология развития», напишите об этом на электронный адрес:  anastasiabel1981@gmail.com

Состав секции

Дополнительные ресурсы

Избранные публикации секции 2020 года


Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации
Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»
ИЮНЬ 1-2, 2021