RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО
и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Проект закона
о психологической помощи. Вопросы и ответы
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО Европейский психологический конгресс в 2019 году пройдет в Москве!

Малых Сергей Борисович

Малых Сергей Борисович

Актуальное членство в РПО:  полноправный член РПО

Отделение РПО:  Московское отделение РПО

Субъект РФ:  город Москва

Город:  Москва

Дата рождения:  25.02.1958

Учебное заведение: 

1974-1979 — отделение психологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского;

1982-1985 — аспирантура Психологического института РАО;

1989 — методология близнецовых исследований (Katholieke Universiteit Leuven, Belgium);

1991 — методология генетических исследований (NATO Advanced Study Institute, Katholieke Universiteit Leuven, Belgium,).

Ученое звание:  профессор

Ученая степень:  доктор психологических наук

Статус в РПО:  член Президиума РПО, член совет МПО

Зона ответственности в РПО:  практическая психология образования

Должность:  и.о. директра Психологического Института РАО

Место работы:  ПИ РАО

Членство в государственных академиях наук РФ:  академик РАО

Секция РПО:  Секция театральной психологии и педагогики

Сертификаты: 

Номер сертификата: 005/01-С
Квалификационный уровень: 1
Профессиональная область: Образование, Организации
Срок действия сертификата: 12.09.11 – 11.09.14

Номер сертификата: 006/01-С
Квалификационный уровень: 2
Профессиональная область: Образование, Организации
Срок действия сертификата: 12.09.11 – 11.09.14

RuPsyID:  2011-a-0015

Заведующий лабораторией возрастной психогенетики, со-руководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики, главный научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Национального исследовательского Томского государственного университета, International Research Associate and Consultant of Inlab Department of Psychology Goldsmiths, University of London. Заместитель председателя специализированного Ученого совета Психологического института РАО по защите докторских диссертаций, член экзаменационной комиссии по присуждению степени доктора философии (PhD) факультета психологии Голдсмитс колледжа и Королевского колледжа Университета Лондона. Главный редактор журнала «Теоретическая и экспериментальная психология» (Москва), член редакционного совета журналов - The KEDI Journal of Educational Policy (Сеул), «Вестник практической психологии образования» (Москва), «Вестник Южно-Уральского университета. Серия Психология» (Челябинск).

Вице-президент Федерации психологов образования России, представитель РФ в Международной ассоциации школьных психологов (ISPA), член федерации психологов образования России, член Российского психологического общества, член Американской психологической ассоциации (APA), член ассоциации генетики поведения (Behavior Genetic Association), международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID), член международной организации по исследованию мозга (IBRO), член международной общества по исследованию близнецов (ISTS).

Область научных интересов:

Психогенетика, дифференциальная психология и психофизиология, когнитивные исследования, психодиагностика, кросс-культурные исследования. 

Кандидатская диссертация по специальности 19.00.02 «Индивидуальные особенности потенциалов мозга, связанных с движением, и роль генотипа в их формировании» защищена в 1986 году. 

Докторская диссертация по специальности 19.00.01 «Генетические основы индивидуально-психологических различий: развитие и структура психологических и психофизиологических признаков» защищена в 2000 году. 

В фокусе интересов С.Б.Малых находится широкий круг исследуемых поведенческих фенотипов (ЭЭГ, вызванные потенциалы мозга, сенсомоторные реакции, темперамент, эмоциональные и поведенческие проблемы, личностные характеристики и т.д.), но особое место занимает исследование познавательной сферы человека. За последние годы сотрудниками лаборатории проведены масштабные исследования когнитивных характеристик, темперамента, поведенческих и эмоциональных особенностей, личностных характеристик у детей на протяжении школьного детства.

В 2008 году исследования коллектива были поддержаны грантом Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ (рук. Малых С.Б., НШ-5774.2008.6.). С целью развития ведущей научной школы в 2009 году на базе лаборатории создан научно-образовательный центр «Психогенетика», основной задачей которого стала интеграция исследований лаборатории в международную исследовательскую сеть. Деятельность НОЦ была поддержана Министерством образования и науки РФ (госконтракт № 02.740.11.0376 и соглашение №8013). Логичным развитием этих исследований стало создание совместной Российско-Британской лаборатории психогенетики (на базе ФГНУ «Психологический институт» РАО и Голдсмитс колледжа Университета Лондона). Задача совместной лаборатории является интеграция российской психогенетики в мировую психологическую науку. 

В настоящее время совместно с Институтом биохимии и генетики (г. Уфа), Университетом Лестера (г.Лестер, Великобритания), Голдсмитс колледжем и Кингс колледжем Университета Лондона (Великобритания) проводятся исследования молекулярно-генетических основ психологических признаков, таких как эмоциональные и поведенческие особенности, когнитивные и личностные характеристики человека. Кросс-культурные исследования индивидуальных различий – еще одно новое направление, в рамках которого совместно с коллегами из Великобритании, США, Канады, Китая, Израиля и Киргизии, (Голдсмитс колледж Университета Лондона, Университет Огайо, Университет Шербрук, Пекинский университет, университет Хайфы, Киргизско-Российский Славянский Университет,) изучается влияние культурного контекста на формировании разнообразия когнитивных способностей (в том числе и на соотношение генетических и средовых факторов в их формировании). 

Основные публикации:

Свыше 250 научных работ в отечественных и зарубежных изданиях. 

Основные работы за последние годы:

Книги:

  • Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика. Учебник для Вузов, Изд-во Питер, 2008, т.1, 406 стр., т.2, 336 стр.
  • Gene. Brain. Behavior. S.B. Malykh, A.M. Torgersen, (Eds) Oslo,Moscow, RP PRESS 2007, 270 p.

Статьи:

  • Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований //Вопросы образования, 2012, №4, стр.186-199
  • Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Жоу С., Вей В., Родич М., Мисожникова Е.Б., Давыдова Ю.А., Ковас Ю.В. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и успешности в арифметике у дошкольников: кросс-культурный анализ// Вопросы психологии. 2012. № 5, с.1-11
  • Belova A.P., Sabirova E.Z., Malykh S.B. Nature of individual differences in liability to depression in Russian adolescents. //In Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 5, 2012, p.133-141
  • Ковас Ю.В., Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Проблема стабильности и изменчивости общих способностей в психогенетике // Вопросы психологии, 2011, №6, стр.44-54
  • Kazantseva A, Gaysina D, Malykh S, Khusnutdinova E. The role of dopamine transporter (SLC6A3) and dopamine D2 receptor/ankyrin repeat and kinase domain containing 1 (DRD2/ANKK1) gene polymorphisms in personality traits. // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry, 2011, v.35 , p. 1033–1040
  • Kazantseva A.V., Gaysina D.A., Faskhutdinova G.G., Noskova T., Malykh S.B., Khusnutdinova E.K. Polymorphisms of the serotonin transporter gene (5-HTTLPR, A/G SNP in 5-HTTLPR, and STin2 VNTR) and their relation to personality traits in healthy individuals from Russia. // Psychiatric genetics, 2008, v.18, N4, p.167-176
  • Гиндина Е.Д., Малых С.Б., Лобаскова М.М. Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста. //Психологический журнал, 2006, т.27, №5, стр.60-74
  • Malykh S.B., Iskoldsky N.V., Gindina E.D. Genetic Analysis of IQ in Young Adulthood: A Russian Twin Study. //Personality and Individual Differences, 2005, v.38, p.1475-1485.
  • Malykh S.B., Kutuzova D., Barsky Ph., Malykhin P. School Psychological Services in Moscow: Current Status and Perspectives for Development.//School Psychology International, v. 26 N3, 2005, p.259-274.
  • Orekhova E.V., Stroganova T.A., Posikera I.N., Malykh S.B. Heritability and "environmentability" of electroencephalogram in infants: The twin study.// Psychophysiology, 2003, 40 (5): 727-741
  • Malykh S.B., Zyrinova N.M., Kuravsky L.S. Longitudinal Genetic Analysis of Childhood IQ in 6- and 7-year-old Russian Twins. // Twin Research, 2003, v.6, N4, pp.285-291.

Награды

  • Лауреат премии Правительства РФ в области образования
  • Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
  • медаль К.Д.Ушинского 
  • медаль «В память 850-летия Москвы», 
  • медаль «За укрепление боевого содружества»